Система органов экономического сотрудничества в рамках ООН
Основные структурные подразделения системы органов экономического сотрудничества в рамках ООН*— это три из шести главных органов, указанных в Уставе, а именно: Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный совет и Секретариат.
Генеральная Ассамблея (ГА ООН), согласно соответствующим статьям Устава, несет ответственность за выполнение функций Организации в области международного сотрудничества и осуществляет руководство конкретной деятельностью в этой сфере Экономического и Социального советов. Основная задача Ассамблеи — служить высшим форумом в рамках Организации для обсуждения наиболее важных, ключевых проблем экономического характера. Свои функции в рассматриваемой области Ассамблея осуществляет главным образом через Второй комитет (по экономическим и финансовым вопросам). Это один из главных комитетов Ассамблеи. Ассамблея учреждает новые организации международного сотрудничества, такие, как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) или Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), о чем будет сказано ниже.
Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС) — это следующий по старшинству орган в системе экономического механизма ООН. Созданный в 1946 г., ЭКОСОС осуществляет координацию всей деятельности ООН в социально-экономической области. Членами ЭКОСОС состоят 54 государства — члена ООН, избираемые Генеральной Ассамблеей ООН, причем пять постоянных членов Совета Безопасности — это неизменные члены. Высший орган ЭКОСОС — сессия совета. Ежегодно проводятся три сессии:
• весенняя — по социально-правовым и гуманитарным вопросам;
• летняя — по экономическим и социальным вопросам;
• организационная.
В деятельности ЭКОСОС следует выделить три главные функции:
• ответственный специализированный форум государств в рамках ООН для квалифицированного обсуждения международных экономических и социальных проблем к разработки принципиальной политической линии;
• координация всей деятельности ООН по экономическим и социальным вопросам, координация деятельности специализированных учреждений ООН;
• подготовка квалифицированных исследований по общим и специальным проблемам экономического и социального развития, международного сотрудничества.
Итак, ЭКОСОС координирует деятельность:
• постоянных комитетов (экономкомитета, социального комитета и др.);
• функциональных комиссий и подкомиссий (статистической, по социальному развитию и т.д.);
• региональных экономических комиссий (Европейской экономической комиссии — ЕЭК, Экономкомиссий для Африки и др.);
• специализированных учреждений ООН (ФАО, ЮНИДО и др.).
Отношения ЭКОСОС с организациями, имеющими автономный характер, например с ПРООН, служащей вспомогательным органом ГА ООН, регулируются соответствующими регламентами.
Согласно ст. 68 Устава для выполнения своих функций ЭКОСОС имеет право создавать вспомогательные органы, работающие в период между сессиями. В настоящее время действуют 11 постоянных комитетов и комиссий (по природным ресурсам, по неправительственным организациям и др.), шесть функциональных комиссий (статистическая, социального развития и др.), пять региональных экономических комиссий и ряд других органов.
Секретариат ООН — третье основное звено в системе органов экономического сотрудничества. Это административно-исполнительный орган, обслуживающий нормальное функционирование других ООНовских институтов, выполняющий конкретные поручения. Подавляющее большинство сотрудников центрального аппарата Секретариата работают на экономическую службу. В состав экономического аппарата ООН входит несколько подразделений, крупнейший из которых — Департамент по экономическим и социальным вопросам.
Далее рассмотрим некоторые организации ООН, деятельность которых в области международных экономических отношений наиболее активна и осязаема.
Похожие работы:
- Система органов экономического сотрудничества в рамках ООН
Основные структурные подразделения системы органов экономического сотрудничества в рамках ООН*— это три из шести главных органов, указанных в Уставе, а именно: Генеральная Ассамблея, Экономический и С...
- Некоторые проблемы развития экономического сотрудничества в рамках ООН
Несмотря на предпринимаемые усилия международного сообщества решить проблемы развития экономического сотрудничества через систему и механизмы ООН, остается ряд принципиальных вопросов, к решению котор...
- Правовые основы международного сотрудничества судебных органов общей юрисдикции
Для современного этапа развития цивилизации в условиях глобализации характерно развитие разносторонних связей между государствами. Поэтому Российская Федерация, являясь членом мирового сообщества, вед...
- Цели, основные задачи и направления международно-правового сотрудничества судебных органов общей юрисдикции
В содержании международно-правового сотрудничества органов судебной власти правомерно выделение ряда сущностных элементов, а именно: целей сотрудничества, задач сотрудничества, направлений деятельност...
- Система органов прокуратуры
Существование и успешная деятельность прокуратуры Российской Федерации как специфического самостоятельного государственного органа возможны, если все ее органы составляют единую централизованную систе...